Византийское искусство как основа развития мировой средневековой культуры

25.08.2016

Византия считается одним из старейших стран с развитым культурным и социальным устройством. Искусство старой Византии переняло и преобразовало ключевые достижения античной культуры.

development В силу географического положения, культура этого государства сочетала как европейские, так и восточные новшества.

Сформировавшаяся в Византии христианская религия была главенствующим культурным назначением. Самых больших успехов византийские мастера добились в архитектуре. Их достижения позаимствовали и остальные государства, что прослеживается и в намного поздних стилях.

Ситуация формирования

Становление искусства Византии неразделимо связаны с историческим формированием Византийского государства. Византия появилась на основе Восточной Империи Рима. Датой зарождения Византийского государства принято думать 395 г. Однако эта дата очень условна. Что касательно художественной культуры империи, то её появление настало в 4-5 вв. Конечным рубежом существования Искусства Византии стал 1453 год, когда турки-османы охватили Византийскую империю, и она целиком прекратила своё существование.

На месте античного города Византия был возведён Константинополь — новая столица Империи Рима.

Позже Империя Рима разделилась на Западную и Восточную. Последняя и стала говоря по существу Византией. При чём, похожее наименование этому появлению дали жители стран Европы, собираясь уберечь её от связи с античной культурой. Сами же византийцы величали себя «ромами», т.е. римлянами, а Константинополь считали другим Римом.

Byzantine art

Иконы в романском стиле

Византия смогла вобрать в себя отличные достижения ранней и поздней древности. Константинополь в короткие сроки сумел стать одним среди величайших столиц того времени, не уступая в собственном величии говоря по существу Риму. Наряду со столицей в Византии имелись и другие культурные центры, например Александрия, Антиохия, Никея, Равенна и Фессалоники.

Византийцы стали одним из первых народов, принявших христианство. Собственно Византия считается родиной завершённого ортодоксального православного христианства.

Значительных успехов империя достигла и в правовой сфере. Император Юстиниан первый раз постоянный изложил правовые нормы и каноны. Кодекс Юстиниана нашёл использование и в большинстве остальных государствах того времени.

При этом Византийская культура подверглась значительному воздействию со стороны смежных как европейских, так и азиатских государств.

Ситуация Византийской культуры включает ряд взлётов и падений:

  • Первый культурный расцвет Византии пришолся на 5-7 вв. В данный этап в стране окончился переход от рабовладения к феодализму. Но по сравнению от множества европейских стран, в Византии была жёсткая централизация власти и налоговой системы. Встречается еще расцвет христианской веры и сопутствующих видов искусств – архитектуры, книгописи, иконописи.
  • 8-9 вв. стали временем спада. В стране начали обостряться социальные противоречия между столичными и местными влияниями. Начинается свержение культа икон, признанных пережитками идолопоклонничества.
  • 10-12 вв. – возобновление искусства иконописи. На данном шаге Византия налаживает тесные связи с Киевской Русью. Христианская церковь занимает главенствующие позиции как в социальной жизни, так и в искусстве.
  • 13 в. – один из наиболее тяжёлых для Византии периодов. Во время одного из крестовых походов в 1204 году Константинополь был оккупирован, опустошен и разрушен. Император Михаил 8-ой сумел возродить страну лишь в первой половине 60-ых годов XIII века.
  • Заключительный культурный взлёт Византии прошёл в 14-15 вв., что особенно ярко проявилось в художественной культуре.
  • В первой половине 50-ых годов пятнадцатого века Константинополь был оккупирован турками, и Византия прекратила своё существование.

culture

Новые Петровцы. Свято-Покровская церковь. 1902-10гг. Поздний русско-византийский образ.

Сегодняшние проявления назначения

Византийское искусство, даже после падения Константинополя и потери государственности, продолжило своё существование в рамках других стран и стало базой для развития более поздних назначений.

Воздействие романского стиля ярко прослеживается в подобных течениях средневекового искусства, как византийский стиль и готика.

Позже в конце 19-начале 20 вв. Романский стиль нашёл использование в Российской храмовой культуре.
На территории державы возводилось много храмовых строений, подобающих законам и конструктивным решениям византийского архитектурного мастерства. Купол таких храмов очень часто имеет приземистую форму и размещается на широком невысоком барабане. Центральный купол при этом существенно больше других. Другие же купола класически выступал за пределы строения лишь отчасти. Внутреннее помещение лишено каких-нибудь стен и перегородок и состоит из единого церковного зала.

Что касательно современности, то детали романского стиля часто используются в интерьерах сегодняшних домов и изготовлении мебели.

development

Икона-покровитель и Михаил

Особенности архитектуры

Ключевым центром зодческих трудов византийских профессионалов класически оставался Константинополь. Городские улицы имели лучевую планировку, сходившуюся к территории с императорским дворцами, ипподромом и собором. У Константинополя не было непрерывного водного источника, зачем в городе возводились подземные водохранилища и акведуки.

development

Сербское подворье в Москве

О жилых и других гражданских сооружениях города известно мало. Из оставшихся литературных источников точно известно о существовании дворцовых комплексов, кварталов продавцов и ремесленников, больших мастерских и рыночных площадей, театров, цирков и библиотек.

С укреплением религиозных догматов монастыри и церкви стали ключевыми объектами строительства.

Ключевой спецификой первых византийских церквей стало выделяющееся центральное свободное место, укрытое куполом. В христианской архитектуре византийцев купол олицетворял небесный свод, и также возвышал фигуру императора, сидящего в самом центре зала во время богослужений среди собственной свиты.

Byzantine art

Керченский историко-археологический музей

Ещё одной характерной чертой византийских церквей считается построение купольных композиций церквей, что в результате трансформировалось в новые структурные типы – купольные базилики, центрические церкви с куполом на восьми опорах и крестово-купольные системы.

culture

Храм Христа Спасителя в Москве

Помимо городских церквей в Византии строились и загородные монастыри. Они имели вид укреплённых пунктов, обнесённых поверхностями стен. Помимо жилых и хозпомещений в середине них располагалась общая трапезная и молитвенный зал. Аналогичные строения очень часто строились на высоте.

Архитекторы Византии позаимствовали от римского архитектурного мастерства систему конструкций арочного типа. Однако популярная в Риме бетонная техника популяризации не обрела. Стены строений очень часто строились из кирпича или тёсаного камня, камня с кирпичными прокладками или наоборот. Своды возводились из кирпича или камня. Перекрытия очень часто сводчатые.

culture

Реконструированная синагога в Германии

Одним из значительных достижений византийских профессионалов стало внедрение системы опирания купола на по отдельности стоящие 4-ре опоры при помощи парусного свода. Купол возводился конкретно на парусах, позднее между куполом и парусной конструкцией стали устанавливать округлый барабан, в стенках которого делали осветительные проёмы.

Для уменьшения веса в кладке сводов применяли пористые породы камней.

Подобная конструкция позволила почистить свободное место от стен и сделать больше внутреннюю площадь помещений. Основным ремонтным сырьём византийцев был плоский кирпич, укладываемый на раствор. В состав последнего включали: известь, цемянку и мелко истёртый кирпич. Использование аналогичного раствора позволяло строить строения без применения дорогих лесов. Периодически кирпич чередовали с тёсаным камнем. Поверхность с внешней стороны стен очень часто штукатурили. Позднее в Византии стало важно декоративное украшение фасадов фигурной кладкой из кирпича или чередующимися яркими и тёмными полосками отделки.

culture

Воскресенский Новодевичий монастырь

Особенное место в Византийской архитектуре занимает миниатюрная кафельная плитка. Расцвет мозаичного искусства Византии доводится на 6 в. Характерной особенностью этого стиля считается то, что мастера не просто использовали цветное стекло вместо материала лдя расхода, но и могли применять визуальные эффекты. Достигалось это при помощи вставки ярких или тёмных акцентов в ключевой тон.

Ещё одной спецификой византийской миниатюрные кафельные плитки стала далекая возможность – целый образ можно было рассмотреть только издали. Аналогичными миниатюрными кафельными плитками класически украшались храмовые церковные строения.

Интерьер

Характерными особенностями византийского интерьера выступают необыкновенная помпезность, изысканность и большая цена. Яркость дизайна и обтекаемость форм византийцы позаимствовали у собственных восточных соседей.

Одновременно в византийском интерьере применялась незамысловатая обычная мебель – очень простой вариант римской домашней посуды. Основой искусства Византии считается христианство, благодаря чему в облицовке часто имеются религийные орнаменты и мотивы: голуби, монограмма Христа, рыбы, барашки. Часто могут встречаться и фитоморфные орнаменты, соединяющие как античную, так и восточную символику – лавровый лист, оливковые ветви, ветви растений которые вьются и ленточные сплетения.

culture

Базилика Сан-Витале

Цвета

Византийский интерьер отличается стремлением к роскоши и богатству, что прослеживается и в используемой палитре цветов. Применяемые цвета очень часто яркие и насыщенные. Цветовая гамма чрезвычайно разнообразна, однако доминируют красный, пурпурный, белый, цвета голубого и коричневого. Не зависимо от цвета любые предметы богато украшались дорогими камнями, золотом, серебром или слоновой костью. Позднее данная помпезность и вычурность передалась в барокко стиле.

Byzantine art

Церковь Сан-Витале

Материалы

Вместо материалов для строительства византийцы применяли кирпич и камень, соединенные особенным бетоном. Что касательно облицовки, то роскошный византийский интерьер требовал применения наиболее дорогих и редких материалов – золота, слоновой кости, редких пород дерева, самоцветов, мрамора, гранита и других натуральных камней, дорогих восточных тканей с золотой нитью и смальта – разновидность разноцветного стекла.

culture

Стены и полы

Стенки в Византии могли обшиваться панелями из дерева, мраморными плитами или отделывались штукатуркой. Как украшение использовали декоративную резьбу, рисунок с рельефом или росписи. В росписи класически применялся фитоморфный орнамент, содержащий трилистник.

Периодически стены декорировали при помощи шёлка и других дорогих тканей. Что касательно пола, то он стелился камнем или многоцветной миниатюрной кафельной плиткой из мраморных вставок.

Окна

Окна в интерьере византийцев очень часто были достаточно тяжелыми, имели вытянутую стрельчатую форму. Проёмы окон класически драпировали византийским шёлком, который выделялся очень высоким качеством и светлой орнаментальной вышивкой.

development

Декор и сопутствующие предметы

Характерной чертой этого стиля считается красочный и светлый декор. Обычным для романского стиля выступает украшение ниш, оконных и дверных проёмов красивыми орнаментами. Все свободное место в византийском интерьере наполняется самыми разными украшениями – цветущими растениями, вазами из слоновой кости или полудрагоценных камней, серебряной ли медной посудой. Ещё одним обязательны компонентом стиля выступают миниатюрные кафельные плитки и эмали из разноцветного стекла. Сначала цветное стекло использовали исключительно для производства создания витражей, но позже из него еще начали делать светлые вазы, бусины и посуду.

Byzantine art

Собор Святой Марии в романско-византийском стиле

Byzantine art

Дизайн спальни на мансарде: специфики планировки и предпочитаемые материалы для отделки.

Рулоны обоев Касторама: что это такое и в чем их плюсы читайте здесь.

Дизайн ванны с окном: http://trendsdesign.ru/home/vannaya-komnata/oformlenie-vannoj-komnaty.html

Заключение

Византийское искусство оказало внушительное влияние на средневековое искусство многих государств. Линии этого стиля ярко прослеживаются в некоторых более поздних направлениях, например как готика или византийский стиль. Византийское искусство разнится особенной помпезностью, яркостью и богатством. В этом направлении идеально сочитались христианские, античные и восточные детали.

Полезно знать / , ,
Похожие записи

Добавить комментарий