Роль готической культуры в средневековой европе

13.12.2016

Историческое и культурное становление неразделимо связаны. Особенно ярко данный процесс прослеживается в западноевропейских странах, где изменения в технической, гражданской и набожной сферах проявились не только в упрочнении и развитии мегаполисов, но и стали основой культурного расцвета.

gothic Результатом последнего стало возникновение готического искусства. Это назначение целиком отвечало духу собственного времени – было противоречивым, монументальным и затрагивало все сословия.

Ситуация появления

ХII — ХIII вв. стали временем наивысшего формирования средневековой христианской культуры для многих Государств-членов Евросоюза. Рост и расширение мегаполисов, становление рыцарства, становление ремесленничества, науки и закрепление антропогенного сознания стали решающими факторами в развитии готического искусства.

Изначально «готический стиль» применялся в архитектуре, а позднее стал проникать и в другие сферы жизни. Он появился во французском городе Иль де Франц и пришло на смену византийскому стилю. Церковь монастыря Сен-Дени считается первой готической постройкой.

Наследие готики, подаренное архитектуре Эпохи Восстановления выражено в этом фото.

culture

Нотр-Дам де Пари, Франция

Специфики архитектуры

Во время зарождения направления в готическом стиле архитектура выступала одним из главенствующих видов искусства. А именно это касалось соборных помещений. Соборы и церкви вмещают прекраснейшие образцы архитектуры, скульптуры и живописи.

В эру Средних веков собор был не просто церковью, а важным компонентом жизни города, в нём проводились не только сакральные службы, но и театральные представления, отвлечённые лекции или совещания горсовета.

В большинстве случаев интерьер собора в готическом стиле получил собственный нынешний вид благодаря не только эстетическим, но и инновационным новинкам, ставшим основой назначения, а конкретно:

  • Стрельчатые арки. Подобные конструкции могут выдержать нагрузку верхнего свода строения, что дает возможность освободится от огромного числа стен внутри, свойственных романской архитектуре.
  • Каркасная конструкция строительства, ставшая очень важным открытием готической архитектуры. Она предоставила возможность выполнить строения выше, и одновременно уменьшит толщину несущей стены.

Комбинирование выше перечисленных компонентов дало возможность видно увеличить площадь помещений храма. Вот например, на фото представлен миланский собор Дуомо. Еще подобные направленности были замечены в колониальном стиле.

Europe

Дуомо, Милан

Отличительные линии соборного интерьера

Что касательно убранства внутри, то строения, сделанные в храмовом стиле, украшались тяжелыми окнами, витражами и пристенными росписями, еще применялись колонны с арками или аркбутанами (открытыми полуарками). Стиль архитектуры «готика» просто кишит отвесными линиями, подчёркивающими возвышенность и красоту созданных строений.

Фасады домов украшались колоннами, лепниной с кельтскими или орнаментами из цветов и гротескными скульптурами мифических героев и существ. Благодаря этому строения, возведённые в тематике «готика», отличительны монументальностью, множеством прямых линий, стремящихся ввысь шпилей и небывалым простором комнат.

Europe

Интерьер собора в готическом стиле

Мебель

Эти же законы затрагивают и к мебели. Почти что все предметы готического стиля интерьера производились по церковным мотивам. В время расцвета готики мебельная ветв уже целиком оформилась, и в ней находились почти что все сегодняшние виды мебели.

Открытие лесопильни — ключевой фактор в формировании мебельного ремесла.

culture

В связи с этим есть возможность делать предметы не из тяжёлых массивов дерева, а из тоненьких досок. Это позволило делать мебель хорошого качества не только для церквей, но и обыкновенных домов. Для украшения применялись филёнки с ленточным плетением или кружевным рисунком. Каркас изделий украшался и элементами архитектуры – башенками, шпилями.

Наиболее распространённым аксессуаром дома в то время был сундук, который применялся не только для хранения самых разных ценностей, но и в качестве места для сидения. Эти предметы мебели остались к классическом представлении викторианского стиля. Он украшался разными красивыми филёнками и рамками. Позже из сундуков развились шкафы для кухонной комнаты и буфеты.

В общем готическая мебель достаточно проста, это разные этажерки, ширмы, сундуки, резные шкафы, кресла и кровати с пологом.

Главными видами сырья для таких изделий служили наиболее надежные виды древесины — дуб, ель и сосна.

Отделка комнат

Что касательно стенового оформления жилищ, то для этого применяли кладку из камня, которую покрывали не широкой кружевной росписью, коврами или облицовывали панелями из дерева. В готическом интерьере стеновая поверхность часто разделяли в горизонтальном положении на нижнюю и верхнюю. Эти плоскости контрастно отличались по цвету фактуре.

Вместо покрытия для пола применяли камень, доски или плиты, а жилые территории покрывали коврами.

Говоря о потолке, рабочие класически оставляли открытыми балки на потолке и стропильные ноги. Иногда его украшали красивыми росписями или скульптурными компонентами.

culture

Комната в храмовом стиле

Окна

Ещё одной немало главное характерной чертой готического интерьерного стиля являются стрельчатые окна. Они выделялись значительными размерами и украшались орнаментами, башенками или витражами.

gothic

Популярные направления средневековой Европы

Стиль готика, так глубоко пробравшийся в архитектуру, скульптуру и живопись, не могут не отобразиться и на одежде времён позднего средних веков. Но необходимо понимать, что во время формирования готики сословные различия между людьми были достаточно крепки, благодаря этому одежда феодалов, рядовых жителей города и крестьян существенно отличалась. Так право носить шелка и длинные шлейфы имели только представители высших сословий.

culture

Мода готического Средних веков

В готической одежде чётко проявлялось желание к прямым линиям и вытянутым силуэтам.  С появлением готики в средневековую моду стали входить ботинки с вытянутыми носами и заострённые шляпы. Наиболее предпочтительным материалом выступал бархат. Одежда хорошо украшалась ленточными или фитоморфными орнаментами.

Стиль готика в мужской одежде предполагал два вида костюма – короткий и неширокий или длинный и свободный.

Одежда знатных мужчин очень часто включала такие элементы:

  • котарди – неширокий кафтан с широкими или узкими рукавами;
  • блио – короткий кафтан с зауженным верхом и широкими несшитыми с боков полами;
  • пурпуэн – короткая курточка с узкими рукавами, её было принято носить с узкими штанами-чулками;
  • нарамник – согнутая надвое не сшитая ткань с прорезью для головы. Его было принято носить вместо плаща. Нарамник периодически сшивали по обоим бокам, оставляя прорези для рук, такой способ величали сюртуком. Плащи могли быть как длинными, так и короткими.

Europe

Бургундские костюмы придворных

Одежда женщин состояла из камизы (жилет) и котта (разновидность платья). Котт владел узким верхом, длинной широкой юбкой и шнуровкой с боковой стороны или на затылке. Готические платья имели удлинённую талию, на юбке в передней части выполнялось несколько драпирующих складочек. Дамы знатного происхождения имели на юбке шлейф, и чем длиннее он был, особенно солидный статус имела его обладательница.

Наиболее популярным вариантом женского головного убора был горж. Он был похож на тканевую трубку, расширяющуюся к низу, и имел на затылке разрез.

Искусство

Расцвет готического искусства пришолся на момент начала формирования средневековой научной мысли. Так монастыри утрачивали роль главенствующих центров культуры. Мастера стали обращаться не только к религиозным мотивам, но и более обыденным сюжетам. В общем готическое искусство целиком отображает противоречие собственной эпохи – необыкновенное переплетение реализма, человечности и догматичного религиозного наследства. В этом периоде начинает зарождаться светская архитектура – помимо ратуш и церквей строятся и дома из камня для богатых жителей, сформировывается вид городского высотного дома.

Однако традиционный стиль готика наглядней всего проявился собственно в церковной архитектуре. Так соборы и церкви вмещают не только все характерные линии и новшества стиля, но и уникальные декоративные и скульптурные детали.

Неотрывно от архитектуры в средневековом готическом искусстве развивалась и статуя. Сюжеты и содержание последней были целиком подчинены религиозным мотивам. Часто в скульптурах воплощались и настоящие события истории, живущие епископы и короли.

Ниже показаны несколько характерных линий готических скульптур:

  1. Предельное наделение героев человеческими эмоциями и чертами.
  2. Изолированность скульптуры от поверхности стены, в отличии от византийского стиля. Так готические скульптуры постоянно объёмны, они находится на постаментах возле стенки и часто выходит за её пределы.
  3. Изобилие объёмных складочек и натуралистичность изображений и пропорций тел героев.

Вместе со скульптурой обрела большое развитие и витражная живопись. Техника выполнения витражей не преобразилась, однако палитра цветов и стилистики стали существенно богаче и разнообразней. Так вместе с рисунком религиозных сюжетов стали возникать и витражи на бытовые темы.

Europe

Собор святого Стефана, Вена, Австрия

Еще особенное место в готической культуре занимают книги, которые уже начинают писать не только в церковнослужители, но и городские мастера. Очень часто это были романы, басни, хроники, трактаты и притчи. Одновременно с книжным делом развивается и букинистическая миниатюра. Готические книжные иллюстрации отличительны особенной правдивостью и очень высоким качеством выполнения.

Культура

Рассматривая вопрос развития в культурном плане западноевропейских государств во время готики необходимо отметить следующие специфики:

  • Главная роль христианской религии в обществе. Хотя в искусстве и начало чувствоваться желание к очеловечиванию героев и реальной передаче эмоций, человек все ещё продолжал рассматриваться как грешное создание, требующее спасения и очищения души.
  • На базе фольклора интенсивно развиваются государственные культуры европейских народов.
  • Закрепление рыцарской культуры. Средневековый кодекс часто отражается в поэзии и литературе данного этапа.
  • Развивается научная идея и университетское появление.

Выдающиеся культурные деятели

culture

Клаус Слютер

Прародителем готического стиля архитектуры считается аббат Сугерий. Будучи священнослужителем монастыря Сен-Дени, он перестроил обветшавшую на тот момент церковь аббатства в невиданном прежде стиле. В реконструированной церкви были воплощены все ключевые технические и художественные приёмы назначения, которого позже назвали готическим.

Говоря о личностях, поспособствовавших формированию готической культуры, нельзя не сказать и Клауса Слютера. Одним из очень знаменитых его произведений считается статуя Колодец Моисея. Он реализован в качестве шестигранного основания Распятия, которое окружено монументальными статуями ветхозаветных пророков. В углах группы размещены скульптуры скорбящих ангелов. В работах Слютера ярко прослеживается готический натурализм и монументальность. Его герои пластичны и близки к натуре.

Ещё одним извечно готическим видом искусства являются книжные миниатюры. прекрасными представителями данного жанра выступают братья Лимбурги. Их миниатюры отличались не только высокой правдивостью и передачей объёма, но и поэтическим и правдивым изображением ежедневного быта и природы.

gothic

Ламинированный паркет brilliant — новый материал, выполненный в традиционных оттенках.

Какие могут быть расцветки рулонов обоев, их виды и свойства, как они сочитаются, читайте здесь.

Кухонный дизайн во французском кантри: http://trendsdesign.ru/home/liv/provans-legkaya-kuxnya-v-firmennom-francuzskom-stile.html

Видео-обзор о достопримечательностях в храмовом стиле

Заключение

Стиль готика ознаменовал целую эру в истории средневековой Европы. Переход к подобному направлению стал допустимым благодаря переменам не только в эстетическом восприятии, но и научному и техническому формированию. В общем стиль готика разнится особенной монументальностью, стремлению к возвышенному. Однако это течение ещё не выделяется ни особенным изяществом, ни богатством. Хотя в искусстве и начинают отражаться будничные сцены, религиозная стилистика все ещё остаётся главной.

Это же можно проследить и в остальных исторических стилях, например, как античный стиль. Что касается последующего формирования стилей, определяющих роскошь и достаток, то все это прослеживается в барокко и викторианском стиле.

Полезно знать / , ,
Похожие записи

Добавить комментарий